Масленица, бывшая некогда языческим праздником в честь бога солнца Ярилы, сохранилась в христианстве как последняя седмица перед Великим Постом. Седмицу эту называют еще сырной или мясопустной, поскольку уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, рыбу.
В эту неделю справляли обряды, которые прогоняли, «хоронили» зиму и встречали весну. Возникшие как магическое действо, эти обряды постепенно утратили свою первоначальную функцию и уже в XIX веке воспринимались все больше как забава. Праздновали широко, всенародно, весело, ведь не зря говорили не просто «Масленица», а «Широкая Масленица». Бытовало убеждение: не потешишь Широкую Масленицу — будешь жить в горькой беде и кончишь жизнь худо.
Длилось Масленичное гулянье неделю, а поскольку Масленицу считали праздником женатой молодежи, которую окружали веселым вниманием, каждый день имел в народе свое название:
понедельник — встреча,
вторник — заигрыши,
среда — лакомства,
четверг — широкий четверг,
пятница — тещины вечерки,
суббота — золовкины посиделки,
воскресенье — проводы или прощеное воскресенье.
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масляница», «Масляница объедуха, деньгам приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить», «Не все коту масляница, будет и великий пост» (В. И. Даль).
Центральный момент праздника — встреча и проводы Масленицы. К широкому четвергу мастерили изображение Масленицы в виде чучела или куклы из соломы, тряпок. Надевали на нее кафтан, ушанку, лапти, давали в руки блин и сковороду, водружали на сани и везли по всей деревне. Толпа сопровождала ее прибаутками, веселыми песнями и плясками. Устанавливали куклу на самом видном месте, на горе, и устраивали веселые катания с гор на санях с бубенцами. Чествуя Масленицу, пели: «На горах катаемся, блинами объедаемся...». Излюбленными масленичными развлечениями были кулачные бои, взятие снежных городков, катание на тройках.
Но если в деревнях еще сохранялись архаичные обряды, в магическое действие которых верили, то в городах праздник больше воспринимался как веселое развлечение. Строили ледяные горки, около гор ставили красочные балаганы, продавали сласти. Есть описание Масленицы, которую праздновали по приказу Петра I в Москве в 1722 году по случаю Ништадтского мира. Тогда Масленичную процессию открывали сани, запряженные медведями, свиньями, шутами, Нептуном и Вакхом. За ними 16 лошадей везли 88-пушечный корабль, на котором ехал Петр I.
Провожали Масленицу в воскресенье. С тем же шумом, гамом, музыкой, смехом и плясками, чучело Масленицы везли за околицу и сжигали. А головешки раскидывали по полям, озимым посевам. Считалось, что этот обряд способствовал плодородию земли.
Для русской Масленицы характерна обильная, даже неумеренная еда и питье. На Масленицу все население в меру своих средств стремилось наесться, причем ели много, безо всякой меры. Ведь еде во время обрядовых праздников приписывали особое значение.
Главным блюдом масленицы были, конечно, блины, ведь блин — символ солнца. Ни одно застолье не обходилось без них. Богатые люди начинали печь блины с понедельника масленичной недели, а бедные — с четверга или пятницы. Блины с маслом, со сметаной, со шкварками, салом, с маком и медом, вареньем, брусникой, рыбой, икрой — не перечислить всех возможностей праздничного стола.
В Вологодской, Олонецкой и других губерниях замешивали блины на муке из необрушенного овса. Называли их «колючими» — острые ости овса обдирали горло.
В Архангельской области пекли блины пышные, но из проса и называли их «топтунами». Пекли блины и из ржаной муки на воде. Гречневые блины — более позднее изобретение, и, тем не менее, в XIX веке именно «грешневые» блины назывались настоящими, коренными русскими блинами. А все другие — «суть тщетное и напрасное желание приблизиться к грешневым блинам». Тесто для гречневых блинов ставили на опаре, а выпекали их толщиной в мизинец.
Почти также как гречневые блины, почитались блины красные. Пекли красные блины из крупитчатой муки. Толщина красного блина должна была быть в полмизинца.
Крупитчатая мука (крупчатка) — пшеничная мука высокого сорта, получаемая на 10% из пшениц стекловидных сортов. Эта мука состоит из сравнительно крупных однородных частиц и ценится благодаря своему свойству дополнительно набухать после замеса теста.
Особо были уважаемы блины с припеками. Пекли блины с яичницей (яйца взбитые со сливками), творогом (протертым со сливками и яйцами), луком (предварительно испеченным), со снятками (предварительно слегка отваренными).
Сняток (также снеток) — маленькая (5–5 см) рыбка, вылавливаемая в Чудском озере. Ее засушивали сначала на ветру на солнце, а потом чуть-чуть досушивали в печи, после чего снеток приобретал особый подвялено-печеный вкус. Сняток употреблялся в пищу либо как закуска, либо в качестве полуфабриката для ухи, рыбных супов и рыбных пирогов.
Гурманы же особо ценили блины с пармезаном, зеленым сыром (особенно хороши были с зеленым сыром красные блины — «сладость неописанная!»), с мозгами, налимовой печенкой, ветчиной и даже селедкой (сельдь протирали вместе с молоками через решето, смешивали с протертыми сырыми яблоками и тертым пармезаном).
В наше время повторить всю эту красоту практически невозможно, поскольку припеки делались жидкими. На горячую сковороду наливалось блинное тесто, сверху припек и все это отправлялось в русскую печь. Снизу блин пекся за счет жара горячей сковороды, а сверху за счет горячего воздуха печи.
Поэтому мы говорим не «жарить» блины, а «печь». Дань традиции!
На плите это повторить не удастся: верх не пропечь, а перевернуть блин сложно (припек-то жидкий!), а если все же удастся, то припек пригорит к сковороде.
Но не стоит расстраиваться! Для начала стоит учесть, что блины из одной гречневой муки получаются слишком мягкими и рыхлыми за счет того, что эта мука содержит намного меньше клейковины (именно поэтому их пекли такими толстыми), чем мука пшеничная. Так что и проще, и даже вкуснее (по крайней мере, привычнее нам по вкусу и виду) готовить блины из смеси пшеничной и гречневой муки.
А припеки сегодня применяются сухие: нарубленные вареные яйца, шинкованный зеленый лук, творог, грибы. Вводят их или непосредственно в тесто перед выпечкой, или сначала слегка обжаривают на сковороде, а затем заливают тестом.
И еще один маленький, но важный нюанс. Блины часто подают с растопленным сливочным маслом. Для лучшего вкуса сливочное масло лучше всего растопить на водяной бане, поскольку содержащиеся в сывороточной части масла белки (а сливочное масло на 70%–80% состоит из жира, остальное – сыворотка) в этом случае не пригорят и масло сохранит свой нежный сливочный вкус.
Вкусной вам Масленицы!
Комментарии
Остался один шаг...
Отлично! Теперь давайте опубликуем ваш комментарий.
Войдите на сайт через одну из социальных сетей
Успешно добавлено
Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после модерации. Кстати, в разделе Instagram много фотографий пользователей в заведениях. Рекомендуем!
Короткий текст
Напишите чуть подробнее, хотя бы в 3-4 предложениях.
Добавить комментарий