Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Как женщины в очередной раз спасли мир или про то, что не было бы женщин – не было бы пива!

Как женщины в очередной раз спасли мир или про то, что не было бы женщин – не было бы пива!

Рейтинг 4.67 по 3 оценкам
8 Марта 2018

В 2011 году канал Discovery Channel выпустил яркий и восторженный документальный фильм под названием «Как пиво спасло мир». Там под бравурную музыку, впечатляющие спецэффекты, молнии и пузырящееся сусло, историк пива Грег Смит твердит: «Пиво меняло ход человеческой истории. Не раз, не два, но снова и снова».

Создатели фильма называют пиво не иначе как «величайшее изобретение из всех» и приписывают ему главенствующую роль в создании математики, коммерции, современной медицины, холодильной техники, автоматизации и даже первого пиктографического письма. И более того, утверждают, будто пиво (ладно, не только пиво, но и более ранний «допивной» алкоголь) определило не просто человеческую цивилизацию, но само существование человечества!

Однако в своем рассказе эти ученые мужи упускают самое главное: своим существованием пиво обязано ЖЕНЩИНЕ! И Цивилизация, следовательно, тоже…

Давайте сегодня, в Международный женский день, поговорим о роли Женщины в Мировой истории!

ninkasi_feat.jpg

Богини и жрицы

«О Нинкаси, светлоструйнорожденная, ты вода светлоструйная,[…]
Ох, и знатное пиво готовишь ты, […]
Пивом цеженным в могучую кадку изливаешься ты -
Тигра и Евфрата наводнение».

Шумерский гимн богине пива Нинкаси

78274318.jpg

Считается, что первые следы изготовления перебродившего напитка из хлебных злаков были обнаружены в Иерихоне (Иордания) и относятся к VIII тысячелетию до нашей эры. Однако многие историки утверждают, что «родиной пива» является все же древняя Месопотамия, «плодородный полумесяц» между реками Тигр и Евфрат, где, как считается, и «началась» Цивилизация.

«Месопотамианскую смесь» называют первым в мире ячменным пивом и хотя доказательства, обнаруженные в месопотамском штате Шумер, датируются всего лишь 3500 годом до нашей эры, однако, исследователи уверены, что люди начали выращивать здесь ячмень для пива и хлеба за 10000 лет до нашей эры. И, вероятнее всего, история пива началась даже еще раньше: когда охотники-собиратели, предшествовавшие шумерам, случайно «сварили» пиво, неожиданно получив бодрящий слабоалкогольный напиток в кувшинах, полных диких зерен, смоченных дождем и забродивших под действием диких дрожжей.

И пусть археологи и историки до сих пор спорят о месте и дате «рождения» хлебного напитка, сходятся они одном: подавляющее большинство древних пивоваров были женщинами!


«Не знать пива — не знать радости».
Шумерская поговорка

Шумерские женщины варили слабоалкогольное пиво и для религиозных церемоний, и для ежедневного потребления: в Древнем мире, как, впрочем, и в Средневековье, пиво было однозначно безопаснее воды. Пользовались женщины-пивовары огромным уважением как жрицы одной из самых значительных шумерских богинь — богини пива Нинкаси. Люди верили, что пиво «подарили» боги, и гимн, посвященный Нинкаси, был подробнейшим рецептом приготовления пива, созданным в стихотворной форме и передающимся из уст в уста. Записан он был примерно в 1800 году до нашей эры и является старейшим рецептом пива в истории человечества.

800px-Museum_of_Anatolian_Civilizations086.jpg«Пусть станет око бочки
Нашим оком,
Пусть станет сердце бочки
Нашим сердцем!»

Древний вавилонский поэт

За две тысячи лет до Иисуса, используя достижения своего соседа —низвергнутого врагами Шумера, вознесся великий месопотамский город Вавилон. Вавилоняне, как и их соседи-шумеры, с глубочайшим уважением относились к женщинам. Женщины имели право вести бизнес и владеть собственностью, участвовать в торгах, разводится с неугодными мужьями и, конечно, варить и продавать пиво. Причем для ведения пивоваренного бизнеса они использовали письменность и бухгалтерский учет! Распространенными и уважаемыми женскими профессиями тех времен были «пивоварша» и хозяйка таверны — почти всегда женщина совмещала эти две профессии.

Осталась в веках история Кубабы, хозяйки таверны, чье дело было настолько успешным, что вокруг ее заведения, расположенного в 18 километрах от Вавилона, вырос целый город Киш, властительницей которого она стала. Кубаба — единственная женщина, указанная в Шумерском царском списке (перечне правителей государств Южной Месопотамии, составленном в 2100 году до нашей эры), и первая зарегистрированная женщина-правитель. Вот до каких высот может довести хорошо сваренное пиво!

«Потом ты пошел в школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом».

Так встречали матери своих учащихся детей во времена фараона Рамсеса II

От шумеров и вавилонян переняли пивоваренное искусство египтяне. Они замачивали в воде раскрошенный ячменный хлеб, сбраживали финиковым соком, ароматизировали тмином, миртом, имбирем и медом и пили напиток теплым.

Египтяне поклонялись Тененет — богине деторождения и материнства, покровительнице пива и пивоварения. Верили египтяне и в отличавшуюся неистовым нравом Сехмет — богиню войны и палящего солнца, целительницу, обладавшей магической силой напускать болезни и излечивать их. Однажды Сехмет, грозное око бога Солнца Ра, по приказу Ра начала истреблять род людской в наказание за его грехи и так вошла в раж, что уничтожила почти всех людей. И тогда сварили люди 7000 сосудов с пивом красного цвета, приняла его Сехмет за кровь, которую так любила, и пила, пока не захмелела. Так пиво успокоило богиню и сохранило род людской.

alcohol.jpgНа древних египетских пергаментах и старинных керамических сосудах нередко изображались женщины, варящие пиво, и люди, пьющие пиво через соломинки. Соломинки эти, изготовленные из глины, тростника, костей и даже драгоценных металлов, по мнению историков, изобрели пивовары-вавилоняне, потому как пиво того времени не фильтровали и оно было мутным от шелухи зерна и прочих фрагментов использованных ингредиентов, а на поверхности образовывалась толстая «корка», которую и «пробивали» соломинкой.

При раскопках древней египетской столицы Тель-эль-Амарны, в пивоварне, принадлежащей храму Солнца, было обнаружено настенное панно с изображением «Совершенной», как ее называли, Нефертити, наливающей пиво через подобие сита, тем самым очищая напиток от примесей. Сама красавица славилась своим умением готовить пиво.

Египет же был первым государством, где мужчины потеснили женщин в пивоварнях, переведя их на второстепенные роли. А последний фараон Древнего Египта, Клеопатра, к концу своего правления потеряла популярность больше из-за внедрения налога на пиво, чем за ее войны с Римом, на которые тот налог и пошел.

Не стоит исключать вероятность того, что подобное пренебрежение пивом и отстранение женщин от пивоварения и привело к падению Египта как свободного государства!

Монахини и ведьмы

С достаточной уверенностью можно сказать, что европейцы не заимствовали пивоварение у древних восточных цивилизаций, а создали свое. Но они также считали пиво подарком богов и поклонялись своим богиням пива, как это делали их ближневосточные сородичи.

В древней балтийской и славянской мифологии почиталась богиня пива Рагутиена, а бог Рагупатис был отдельно ответственен за ферментацию, «вдыхая жизнь в хлебную закваску».

Согласно карело-финскому эпосу, первое пиво сварила Капо, дочь Осмо (или другое ее имя Калеватар, дочь Калевы, так как Осмо звался еще и Калева (великан)), а сам рецепт красного эля подробно записан в Двадцатой руне и включает ячмень, шишки хмеля, воду и слюну разъяренных медведей.

Во многих древних культурах, в том числе и культурах Северной Европы, человеческая слюна использовалась в качестве сбраживающего фермента. Можно, конечно, допустить, что древние финны гонялись по лесам за бешеными медведями, но, скорее всего, они предпочитали использовать слюну людей-медведей — берсерков. С берсерками наверняка было проще договориться, чем с медведями, а их слюна, благодаря склонности людей-медведей к мухоморам, могла содержать помимо ферментов  еще и галлюциногенные вещества, усиливавшие опьяняющее действие пива.

Антрополог пива Алан Имс (1947–2007), прозванный «Индиана Джонс пива», писал, что викинги только женщинам разрешали варить эль, и в этом была их сила завоевателей. А «женщины викингов пили эль, бутыль за бутылью, вместе и наравне с мужчинами».

Тысячи лет варили европейские женщины пиво. И женщины германских племен, мигрирующих в попытках скрыться от римских захватчиков, и английские варщицы эля (алевки), сохранившие свои традиции вплоть до Великой промышленной революции, — все они кормили своих мужей и детей собственноручно сваренным напитком, богатым питательными веществами, который был безопаснее воды и сытнее хлеба. pasted image 1.png

Однако Средневековая Европа была к женщинам намного более сурова, чем Древний Ближний Восток. Те из женщин, что варили пиво, тогда повсеместно называемое «эль», в количестве большем, чем нужно было их семье, продавали излишки за гроши. Поскольку замужние женщины не имели юридического статуса, а незамужние — денег, то затруднительное материальное и юридическое положение сделало женщин финансово и политически уязвимыми. В результате женщины, в отличие от мужчин, не смогли получить доступ к экономическим изменениям и технологическим достижениям, которые постепенно превратили Европу из аграрного общества в индустриальное.

«Ешьте капусту, пейте пиво и будете здоровы».

Старинная немецкая поговорка

tumblr_inline_olmzr4cBBQ1sd69ar_400.gifИ то, что не могло дать женщинам общество, им дали монастыри. Так, германские женские монастыри не только стали убежищем сотням одиноких женщин, но и позволили им состояться как пивоварам, ботаникам, ученым. Вне монастырских стен все права женщины-пивовара были во власти мужчин: мужей, феодалов, церкви и даже развивающегося купеческого класса — кто бы ни господствовал в ее время в ее регионе. Одним из примеров может служить канонизированная впоследствии Хильдега́рда Би́нгенская (1098–1179), настоятельница бенедиктинского монастыря Рупертсберг (Бингеном, Германия), которая первой публично рекомендовала хмель как лекарственную горечь и консервирующее средство. Еще в 1079 году она говорила о хмеле как о важной добавке в пивоварении. Своим открытием она почти на 500 лет опередила время.

Всеобщее признание хмеля в Германии приходится на XVI век и в 1516 году был принят «Закон о чистоте», регулирующий качество трех главных компонентов, из которых допустимо производить пиво: воды, хмеля и ячменного солода. С одной стороны, закон позволил исключить опасные для здоровья пьющих добавки, но с другой стороны, потребовал более дорогостоящих ресурсов для пивоварения. На что мужчины отреагировали строительством пивоваренных заводов и формированием международных торговых гильдий. Закон и обычаи исключали женщин и из первого, и из второго.

В период, когда Темные Века уступали место эпохе Возрождения и Великих географических открытий, женщины-пивовары не просто сходили с арены: в то время их переквалифицировали в ведьм! Трудно сказать почему, но изображения «пивоварш» стали ассоциироваться с изображениями ведьм. Пенящиеся котлы, веники (которые вывешивались за двери, как знак, что в доме есть готовый эль), кошки (необходимейшее средство против мышей) и остроконечные шляпы (благодаря которым «пивоварш» было легко заметить в толпе на рынке) — все это доныне считается непременным атрибутом ведьмы.

«В культуре, где пиво определяет часть национального характера, вопрос о том, кто контролирует пиво, имеет первостепенное значение», — так было сказано в одной из статей Немецкого института пива.

pasted image 2.png

А поскольку Западная Цивилизация основана на главенстве мужчины, неудивительно, что к 1700 году европейские женщины почти полностью и почти повсеместно прекратили пивоварение.

А в это время в России…

В отличие от Европы, на Руси женский труд на ниве пивоварения в истории отмечен не был. Уже к IX веку пивоварение было широко распространено в Киевской Руси и Новгородских землях, а раскопки в Новгороде показали, что бочки для варки напитка из ячменя были практически в каждом доме. Нет сомнений, что варили пиво, конечно, женщины. В громадный глиняный котел — корчагу —засыпали солод, заливали его водой, а саму корчагу затем залепляли тестом и ставили на 18 часов томиться в печь. Чтобы управляться с таким огромным котлом, использовали специальный деревянный ухват на колесиках. Затем сусло сливалось в длинное, до 4,5 метров, корыто. После остывшее сусло переливалось в бочки, в которые добавлялся отдельно сваренный хмель и опарные дрожжи.

Однако не было у нас ни монахинь, отличившихся успехами в варке пива и которых бы запомнила История, ни знаменитых хозяек кабаков. Даже те святые, которые пришли к нам из западного христианства и были там почитаемы как покровительницы пивоварения, в наших землях эти полезные свойства утеряли. Так случилось, например, с преподобной Бригитой Килдарской, покровительницей Ирландии. Одним из талантов святой Бригиты, чуть ли главным, как считают в Ирландии, было пивоварение, но в русских «Житиях святых» вы про это не прочтете.

Женщинам в Российской империи было запрещено торговать пивом вплоть до XIX века. Варить можно было, а продавать — нельзя. Хотя среди владельцев пивоваренных заводов Российской империи, начавших активно появляться, начиная с петровских времен, в XIX веке и появляются женские имена, но их очень мало и ни одно из них не стало сколько-нибудь известным.

his2.jpgПосле Революции количество женщин, работающих на пивзаводах, значительно возросло. Пока мужчины строили ракеты, в Советском Союзе пищевая промышленность была уделом женщин: зарплаты здесь были маленькие, поэтому мужчины сюда не шли, и пиво делали женщины. Только отвечали они в основном за соблюдение норм технологического процесса – работали технологами. А руководителями были, конечно, мужчины. Они же создавали рецептуры и новые сорта.
Стоит, правда, отметить, что творческой работы у мужчин было не так уж и много: как правило, пивзавод на постоянной основе выпускал 2–3 сорта пива и иногда какие-то разовые сорта к определенным событиям.

Новые женщины

Возвращаться на стезю мирового пивоварения женщины стали с 70-х годов прошлого века. Спустя почти 300 лет, как женщины-пивовары «скрылись» в монастырях, первой заметной «пивоваршей» новой эпохи стала сестра Дорис из единственного в Баварии женского монастыря Маллерсдорф. Хотя сестры в монастыре варили пиво и до нее, именно ей удалось привлечь внимание к «женскому пивоварению». И после нее возвращение женщин уже стало не остановить!

IMG_7906.jpgС 1992 года в пивоварне всемирно известного монастыря траппистов Орваль начинает хозяйничать Энн-Франсуаза Пипаерт, первая и сначала единственная, женщина-пивовар траппистов. В Англии в 1997 году открывается пивоваренный завод Brewster's Brewery, а его владелицу, Сару Бартон, в 2013 году называют английским пивоваром года.

И много, много других имен. Крафтовая революция дала женщинам и возможность творить, и возможность вести бизнес. Ведь крафтовое пиво — это в первую очередь творчество, поиск новых сортов и рождение новых граней вкуса.

От Европы и Америки, наконец-то, не отстает и Россия! Наши женщины-пивовары сегодня не менее успешны, интересны и заметны. Хотя в отличие от Запада, где профессия женщина-пивовар экзотическая, для России это, в сущности, норма. Помните, что на пивзаводах в советское время работали в основном женщины? Так вот, соотношение мужчин и женщин среди пивоваров в России сегодня примерно 50/50.

Что приводит женщин в пивоварение сегодня? Кто-то вырос из простых технологов в главных пивоваров и директоров крупных пивзаводов. А кого-то привел случай, как например, пивовара микропивоварни HAUSMANN, Елену Деменеву:

— Никогда не думала, что моя профессиональная деятельность будет связана с пивоварением. Муж приобрел оборудование, но заниматься пивоварением у него не оказалось времени, и он предложил мне взять это на себя. А дальше — зацепило! Оказалось, что пиво не ограничивается лагером, существует огромное разнообразие стилей, вкусов и ароматов.

Как бы мы в этой статье не возвеличивали роль женщины в пивоварении, следует все же честно признать, что пиво, сваренное женщиной, от пива, сваренного мужчиной, не отличается. Варить пиво — это то же самое, что быть шеф-поваром: имеют значение профессиональные навыки и вкус, но никак не пол. И если раньше говорили, что женщины наслаждаются пивоварением, потому что «мужчины пьют, а женщины смеются над ними, когда те творят глупости», то сегодня пиво в моде. Оно — унисекс: это больше не чисто мужской напиток, оно нравится и женщинам тоже.

— Крафтовая революция открыла границы пивоварения. Пиво стало разным по технологиям производства, по торговле, по маркетингу и гастрономии. Я думаю, как раз это и позволило мне погрузиться и раскрыться в профессиональном плане, — рассказывает Елена Деменева. — Мужчины и женщины могут найти и выбрать в Стокгольме и Риме, Берлине и Барселоне, Петербурге и Челябинске не из трех одинаковых скучных лагеров, а из массы разнообразных, интересных, традиционных и экспериментальных сортов. Я очень люблю участвовать в фестивалях и встречаться со своими потребителями, так сказать, глаза в глаза. На фестивалях множество мужчин и женщин разных профессий, разного рода деятельности, но пиво нас всех объединяет и завораживает своей удивительной палитрой вкусов и ароматов.

И пусть сегодня пиво одинаково интересно и мужчинам и женщинам, но, все же, мужчины, пропуская кружечку, помните: не было бы женщин, не было бы пива!

P.S. Если хотите самолично проверить, отличается ли пиво женского производства, от пива, сваренного мужчиной, то вот вам наводка:

В Patrick Pub есть пиво от Елены Деменевой — Berliner Weisse «Turn Invisible» с добавлением красного крыжовника, охмеленный новозеландскими хмелями Nelson Sauvin и Matueka. Напиток, напоминающий о летних тёплых деньках – самое то в промозглые дни ранней весны, когда так хочется, чтобы поскорее настало
лето!

Хочу поблагодарить за помощь в подготовке статьи Татьяну Пелленен, радушную хозяйку Patric Pub; Сергея Ефимова,  пивовара и учредителя крафтового бара «Патрик паб» и Елену Деменеву, пивовара микропивоварни HAUSMANN!

Поделиться
Пожалуйста, оцените материал:

Добавить комментарий

Прикрепить фотографии

Интересное. Новые материалы

Играй, музыкант! Мы будем помнить…
18 Мая 2018
4.37
Как это было. О музыкантах, которые выступали в ресторанах в 70-х и 80-х годах, пишет журналист Роман Грибанов.
Тунец: и рыба, и мясо
2 Мая 2018
5.00
В 2016 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2 мая Всемирным днем тунца. А поскольку тунец не просто важная промысловая рыба, а еще и рыба очень вкусная, то мы никак не можем обойти ее вниманием!
Мальбек Мондо: Мальбек шествует по Миру
17 Апреля 2018
4.20
17 апреля многим виноманам известно как Всемирный день Мальбека. Чем хорош мальбек и каким был его путь к всемирной славе?

Популярные материалы

Играй, музыкант! Мы будем помнить…
18 Мая 2018
4.37
Как это было. О музыкантах, которые выступали в ресторанах в 70-х и 80-х годах, пишет журналист Роман Грибанов.
На Труда: феномен успешной шаурмы
12 Марта 2018
4.24
Самое культовое место Челябинска — забегаловка у автомойки: настоящий гастрономический феномен.
5508 2
Шеф Гаэтано Замбито о русских, Стамбуле и семейных ценностях
4 Июня 2018
4.50
Принято считать, что заграницей трава зеленее. Однако случается и так, что зарубежные специалисты приезжают в Россию и здесь находят себя, обрастают бытом, открывают свое дело…Портал «ЧелРесторан» открывает цикл о поварах-иностранцах, живущих и работающих в Челябинске.
Присоединяйся:
Добавить заведение
© 2015—2018 ChelRestoran.ru