12 Февраля 2017

Хлеб и Сальвадор Дали

«Хлеб неотступно преследовал меня всю жизнь, и я писал его бессчетное число раз» — признавался Дали в «Дневнике одного гения». Художнику нравилось превращать обыденные вещи в объект поклонения и череду навязчивых образов. Хлеб на его картинах может быть всем, чем угодно — в том числе и просто хлебом.

980x.jpg

Впервые Дали написал корзинку с хлебом еще в 1926 году, будучи 22-летним художником. Потом он возвращался к этой теме с завидным постоянством. Пока что это еще «просто хлеб», но уже здесь видна издевка: реалистическая манера исполнения натюрморта нетипична для середины 20-х гг XX века. Дали насмехается над зрителем, словно бы говоря: «посмотрите — я современный художник, но пишу в манере „старых мастеров“». Ирония автора становится ярче в работах 1932 года с совершенно ерническими названиями: «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба». Манера живописи автора академична, а вот тематика… Дали слишком сложен для того, чтобы издеваться над чем-то одним. Здесь достается всем — и художникам-абстракционистам, и сюрреалистам с их убийственной серьезностью, и салонному фрейдизму.

Впоследствии художник регулярно возвращается к теме хлеба, но со временем и она претерпевает трансформации. В 50-е годы Дали увлекается католицизмом и переосмысливает свое творчество (или делает вид). Хлеб перестает быть для него просто предметом изображения, а становится строительным материалом. В 1969 году уже немолодой художник знакомится с известным французским булочником Лионелем Пуленом и заказывает ему необычные вещи, изготовленные из хлеба. К примеру — стулья. Или мебель для спальни. Впрочем, хлеб как символ интересует Дали ничуть не меньше: стены открывшегося в 1974 году театра-музея имени художника украшены буханками каталонского хлеба, выполненного из керамики.

И все-таки, почему именно хлеб? — Ответов на этот вопрос может быть множество. Во-первых, хлеб, сам по себе сложный символ. Для Дали, выросшего под сенью католической церкви, он не мог не вызывать религиозных ассоциаций. На которые, естественно, накладывались общекультурные представления о хлебе, как символе достатка. Во-вторых, в постоянном возвращении к этому образу читается страх Дали перед бедностью — так считает часть искусствоведов. И, наконец, в-третьих, хлеб — сам по себе удобный мотив для художника-модерниста. В 1917 году Марсель Дюшан создал свой самый известный реди-мейд, — скульптуру «Фонтан» , которая при ближайшем рассмотрении оказывается банальным фаянсовым писсуаром. Это не просто хулиганская выходка. Дюшан доказал, что произведение искусства может быть создано просто помещением вещи в соответствующий контекст (музея, полотна, выставки). Хлеб у Дали - это точно такой же «найденный предмет», даже тогда, когда изображается художником на полотне. Объектом искусства он становится только благодаря контексту.

Какой хлеб любил сам Дали, доподлинно неизвестно. В двух книгах, написанных им (“Тайная жизнь Сальвадора Дали” и “Дневник одного гения”), эта тема почти никак не раскрыта (упоминается лишь “поджаренный хлеб”). Вероятно, на столе великого художника чаще всего бывало что-то весьма простое - вроде каталонского хлеба или обыкновенного французского багета.



Оцените материал:
Рейтинг 0 по 0 оценкам
Прокомментировать
Загрузить картинки

Другие материалы

Культурные параллели: ШЕФ-киногерой
Культурные параллели: ШЕФ-киногерой

Героями кино не раз становились люди опасных профессий – военные, разведчики, пилоты, каскадеры, моряки. Но ведь и профессия повара порой сопряжена с опасностями и потому повара тоже, бывает, становятся героями кино.

Литературная кухня
18 Марта 387 0
Культурные параллели: рестораны в кино
Культурные параллели: рестораны в кино

В истории мирового кинематографа количество сцен, которые происходят в ресторанах, подсчитать просто невозможно. Но есть фильмы, в которых ресторан как место работы интересных людей, творческих поисков и радужных надежд, становится главным героем. Именно о таких фильмах – наш обзор.

Литературная кухня
26 Февраля 426 0

Популярные материалы

Мальчик «за все»: изнанка ресторанного бизнеса глазами официантов
Мальчик «за все»: изнанка ресторанного бизнеса глазами официантов

Принято считать, что официант в системах общепита – не человек, а некое существо, которое находится в самом низу цепи питания. Но, не умаляя роли остальных членов команды, считаю, что на официантах держится львиная доля всего бизнеса.

Обзоры
20 Марта 9274 3