11 Января 2017

Лучший «коктейльный» фильм всех времен и народов

Я не киноман. Фильмы смотрю редко, досматриваю до конца еще реже. В истории кино не разбираюсь, шедевров не знаю, актеров не узнаю. Ну, если только тех, кто грудь себе отрезает (ученые говорят, шокирующая информация устойчива к стиранию из памяти). Опять же редко вижу в фильмах то, что видят и обсуждают окружающие. Скажу даже больше, редко вижу то, что задумал показать режиссер (если верить критикам). Но искусство – на то и искусство, чтобы не ограничивать наше восприятие заданными рамками.

Как я выбираю фильмы к просмотру — отдельная, чрезвычайно запутанная история. Я бы рассказала, но боюсь, что извилистый ход моих мыслей восхитит лишь меня одну. Однако, как это ни странно, в последнее время я частенько оказываюсь там, где алкоголь. Может быть и неудивительно, что из всех фильмов мой выбор пал в итоге именно на этот.

Посмотрела я его совсем недавно (хотя это такая классика, что даже стыдно в этом сознаваться), и изумил он меня с первых кадров. Когда-то мне понадобилась вся моя огромная влюбленность в Японию всего лишь для того, чтобы воспринимать современное японское кино как кино (а не как изощренное издевательство над зрителем). И несколько лет фанатства (и три поездки), чтобы понять то, что в кино снимаются (не во всех фильмах, конечно, но все же) на самом деле талантливые актеры, а не как я раньше думала: «У японцев не только нехватка ацетальдегидрогеназы в печени, но и полное отсутствие «гена актерства». Оказалось, что у них просто восприятие и отображение мира иное.

Так вот. И в Голливуде, оказывается, актерская игра, какой мы ее видим сегодня, не всегда была такой: четкая артикуляция, чистое произношение, мимика и жесты ясны и понятны, без расплывчатости и двусмысленности. Как по мне, так истинное удовольствие и смотреть, и слушать. Но с непривычки может и не понравиться.

Место действия фильма — вишистская Франция. Территория, неподконтрольная Гитлеру (относительно) и сухому закону (абсолютно). Город, который мог бы пострадать от бомб Эйзенхауэра, но сдался союзникам в ходе операции «Факел» без сопротивления, вскорости уже принимал Рузвельта и Черчилля, определивших дальнейший ход войны для Америки и Великобритании. Но до открытия второго фронта еще нужно было дожить, а пока в городе случаются облавы, в ходе которых «задерживают обычных подозреваемых», и не все беженцы из разоренной войной Европы смогут сбежать, ведь «немцы запретили чудеса».

Rick's Café — элегантный ночной клуб и казино, где собираются все сливки местного общества, беженцы, застрявшие в городе в ожидании редких авиарейсов в Португалию (в надежде сесть в Лиссабоне на корабль и укрыться от войны в США), бывают и проходимцы. В общем, люди разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. За барной стойкой — русский Саша в белоснежной рубашке и черном галстуке. Среди постоянных гостей — капитан полиции Луи Рено, «бедный коррумпированный чиновник», нацистские офицеры, европейские аристократы.

01.jpg

Здесь всем заправляет владелец и «хранитель салуна», обаятельнейший мистер Рик Блейн в смокинге с шалевыми воротником.

Генрих Штрассер: — Кто вы по национальности?
Рик Блейн: — Пьяница.
Луи Рено: — Это позволяет Рику быть гражданином мира.
Он никогда не принимает приглашения от гостей и не пьет с ними.
— Передайте, что я управляющий вторым по величине банком Амстердама.
— Это на него не подействует. Ведущий банкир Амстердама работает у нас на кухне.

В фильме никто не ест, но все — пьют. Чаще это какой-либо классический напиток Старого Света: коньяк или бренди, или даже «тройной сухой». Кто-то пьет шампанское. Ну, а сам хозяин (кто бы сомневался?!) предпочитает бурбон.

Собственно коктейли в фильме были заказаны лишь дважды. Немец, новый поклонник Ивонны, влюбленной в Рика и отвергнутой им, заказывает коктейль French 75 (на основе шампанского и джина). Выбор, на самом деле, весьма ироничен. Коктейль этот был придуман в 1915 году шотландцем Гарри МакЭлхом, работавшим в парижском New York Bar, а эффект от него посетители приравнивали к попаданию под обстрел 75мм артиллерийского орудия, использовавшегося французской армией в Первой Мировой.

А один из главных героев, Виктор Ласло, руководитель чешского движения сопротивления,

— Я читал, что вас убили пять раз в пяти разных местах.
— И каждый раз это была сущая правда.

заказывает коктейль-шампанское — напиток на основе шампанского и коньяка, довольно распространенный, но все же, умение бармена его приготовить свидетельствовало о высоком уровне заведения.

Несмотря на большое количество напитков, фильм, конечно, о людях. Напитки — лишь антураж, «говорящая» деталь, маркер настроения и отношения, не больше. Но деталь эта столь яркая и самобытная, что не зря, наверное, говорят — это самый лучший «коктейльный» фильм, хотя он и вовсе не о коктейлях!

03.jpg

Фильм в первую очередь о людях, которые творят добро в тайне, кто борется не на показ и жертвует не ради славы. Чьи нравственные ориентиры не зависят от окружающих веяний и кому не нужно одобрение посторонних, чтобы знать: поступают они верно или нет. Фильм о любви: страстной и конечной, а еще верной, настоящей, безграничной. Без надрыва, без пафоса, без слезовыжимания. Мне не хочется пересказывать сюжет и раскрывать главных героев и историю их отношений. Если вы смотрели, вы и так знаете, а если нет, то тем интереснее будет вам увидеть все самим. Все что я хотела бы сказать, это то, что здесь в итоге никто не жертвует собой. Как бы меня не уверяли в обратном. Прекрасная в своей лаконичности и ироничности история.

04.jpg

У фильма удивительная история. Его сценарий родился из пьесы, ни разу не шедшей в театре, и не был дописан даже к окончанию съемок. Бюджет был минимальный. Сниматься в фильме должны были звезды весьма средней величины (и Рональд Рейган в главной роли). Но в итоге главные роли сыграли великолепный Хамфри Богарт, никогда не снимавшийся до этого в романтических мелодрамах, и тогда еще начинающая, но уже блистательная Ингрид Бергман. Второстепенных персонажей сыграли не менее талантливые европейские актеры, которые с началом войны наводнили студии Голливуда и в большинстве своем сидели без работы (Петер Лорре, Конрад Вейдт, Пол Хенрейд).

Фильм стал невероятно знаменитым. Он входит в многочисленные топы, и название его слышали не раз даже те, кто его не смотрел. А диалоги из него так давно разобрали на цитаты, что кажется, будто эти фразы были всегда.

— Луи, мне кажется, что это начало прекрасной дружбы!

05.jpg

Что за фильм? А вы еще не догадались? Конечно же, это — «Касабланка»! Черно-белый фильм режиссера Майкла Кёртиса, 1942 год. Посмотрите, не пожалеете!



Оцените материал:
Рейтинг 0 по 0 оценкам
Оставить комментарий о Лучший «коктейльный» фильм всех времен и народов
Загрузить картинки

Другие материалы

Правильный кофе в Че: в нашем полку прибыло!
Правильный кофе в Че: в нашем полку прибыло!

Кофе в сети кофеин DacLac стал правильным!

Мнения
18 Марта 296 1
Властелин кухни: мужчина или женщина?
Властелин кухни: мужчина или женщина?

Кто и для чего развязал однажды эту гендерную войну – неизвестно. Однако до сих пор для чего-то в мире гастрономии идет часто вполне открытая борьба на тему: кто лучший повар – мужчина или женщина?

Мнения
26 Февраля 122 0
Гастрономическое путешествие в армию: выжить в поле с сухпайком
Гастрономическое путешествие в армию: выжить в поле с сухпайком

Совсем недавно я рассказывал о питании в армейских столовых. В этой части гастрономического путешествия расскажу о том, что едят солдаты в полевых выходах.

Мнения
22 Февраля 157 0

Популярные материалы

Мальчик «за все»: изнанка ресторанного бизнеса глазами официантов
Мальчик «за все»: изнанка ресторанного бизнеса глазами официантов

Принято считать, что официант в системах общепита – не человек, а некое существо, которое находится в самом низу цепи питания. Но, не умаляя роли остальных членов команды, считаю, что на официантах держится львиная доля всего бизнеса.

Обзоры
20 Марта 7754 3